Светлая линия
8 (800) 700-40-70
единый контактный центр

Комитет Совета директоров по аудиту

Состав
Компетенция
Решения
Избран решением Совета директоров 01 июля 2016 года, количественный состав – 7 человек

Председатель Комитета
Фамилия, имя, отчествоДолжность и место работы (на момент избрания)
Никитин
Сергей Александрович
Заместитель генерального директора - Начальник Управления корпоративного контроля ЗАО «Лидер» (Компании по управлению активами пенсионного фонда))

Члены Комитета
Фамилия, имя, отчествоДолжность и место работы (на момент избрания)
Грищенко
Сергей Валентинович
Заместитель начальника Департамента прямых инвестиций Банка ГПБ (АО)
Демин
Андрей Александрович
Член Правления ПАО «Россети»
Лебедев
Сергей Юрьевич
Директор Департамента стратегического развития ПАО «Россети»
Логовинский
Евгений Ильич
Вице-Президент – Финансовый директор НПФ «Газфонд»
Нуждов
Алексей Викторович
Заместитель генерального директора по инвестициям и взаимодействию с государственными органами ЗАО «Лидер» (Компании по управлению активами пенсионного фонда)
Раков
Алексей Викторович
Директор Департамента учета электроэнергии и взаимодействия с субъектами рынков электроэнергии ПАО «Россети»

Компетенция Комитета по аудиту

В области бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества:
  1. Контроль (надзор) за обеспечением полноты, точности и достоверности годовой и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности:
    1. 1. анализ особенностей процесса подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, принятых Обществом, и существенных изменений в принципах и процедурах ее подготовки; 
      2. анализ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности законодательству и нормативным требованиям к раскрытию финансовой информации; 
      3. рассмотрение соответствия используемых информационных систем для ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям по обработке бухгалтерской (финансовой) информации, характеру бизнеса, объему и сложности обрабатываемой информации; 
      4. рассмотрение, совместно с исполнительным органом Общества и внешним аудитором, результатов внешнего аудита, существенных корректировок, внесенных по результатам внешнего аудита, замечаний, содержащихся в заключении и письменной информации внешнего аудитора; 
      5. обсуждение с внешним аудитором и Внутренним аудитом обоснованности и приемлемости применяемых Обществом методов учета областей, наиболее подверженных риску искажений, их последовательного использования при ведении бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности; 
      6. проведение анализа уровня и причин ошибок, выявленных в ходе внешнего и внутреннего аудита, получение пояснений от исполнительного органа по выявленным ошибкам, в том числе мерам, предпринятым Обществом по результатам аудита и/или по выполнению рекомендаций аудиторов Общества; 
      7. проведение анализа значительных колебаний результатов на протяжении ряда лет, необычных изменений в показателях/тенденциях, отличий фактических результатов от прогнозируемых или заложенных в бизнес-план Общества.
  2. Проведение анализа существенных аспектов учетной политики Общества:
    1. 1. проверка соответствия учетной политики нормам и требованиям законодательства, правилам (стандартам) бухгалтерского учета, рекомендациям внешнего аудитора, рассмотрение обоснованности и приемлемости используемых методов ведения бухгалтерского учета; 
      2. анализ произошедших и предстоящих изменений учетной политики, обсуждение с исполнительным органом и внешним аудитором их причин и влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность Общества в текущем и последующем отчетных периодах.
  3. Участие в рассмотрении существенных вопросов и суждений в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества:
    1. 1. анализ представленной исполнительным органом Общества информации об операциях и событиях, которые наиболее подвержены оценочным суждениям при отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности и прилагаемых расшифровках, либо являются существенными и нестандартными, принимая во внимание замечания внешнего аудитора; 
      2. обсуждение с исполнительным органом и внешним аудитором наиболее существенных допущений, используемых Обществом при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствие принятых существенных допущений и оценок правилам (стандартам) бухгалтерского учета; 
      3. обсуждение с внешним аудитором и Внутренним аудитом вопроса использования Обществом каких-либо существенных допущений и оценок, которые могли быть направлены на достижение запланированного финансового результата Общества или увеличение величины вознаграждения единоличному исполнительному органу и высшим менеджерам Общества. 
  4. Проведение анализа пресс-релизов Общества по финансовым вопросам, любых публичных заявлений в отношении внешнего и внутреннего аудита, системы управления рисками и внутреннего контроля Общества, а также публикуемой финансовой информации. 
  5. Рассмотрение любых других вопросов, которые, по мнению Комитета, могут повлиять на полноту, достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества.
В области осуществления надзора за системами управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления:
  1. Осуществление контроля за надежностью и эффективностью систем управления рисками и внутреннего контроля, практики корпоративного управления Общества:
    1. а) рассмотрение, не реже 1 раза в год, оценки эффективности систем управления рисками, внутреннего контроля, практики корпоративного управления по данным отчетов исполнительного органа Общества об управлении рисками и Внутреннего аудита об эффективности систем управления рисками, внутреннего контроля, практики корпоративного управления, материалам проверок Внутреннего аудита, заключениям внешнего аудитора Общества, а также отчетов внешней независимой оценки, подготовка предложений по совершенствованию систем управления рисками, внутреннего контроля, практики корпоративного управления; 
      б) проведение, не реже 1 раза в квартал, встреч с исполнительным органом Общества по обсуждению наличия/создания в Обществе надлежащей среды контроля, эффективности выполнения исполнительным органом процедур внутреннего контроля и управления рисками, рассмотрению 10 существенных недостатков системы внутреннего контроля и планов по их устранению; 
      в) проведение, не реже 1 раза в год, анализа разработанных исполнительными органами Общества мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, а также результатов их выполнения, в том числе по итогам мониторинга, проведенного Внутренним аудитом; 
      г) рассмотрение, обсуждение, с исполнительным органом и Внутренним аудитом, до представления годового отчета Общества на предварительное утверждение Совету директоров Общества, текста раздела годового отчета Общества «Внутренний контроль и управление рисками» и формирование заключения по нему.
  2. Рассмотрение, до определения Советом директоров Общества, подходов к организации систем управления рисками и внутреннего контроля, анализ и оценка исполнения политики Общества в области управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления:
    1. а) предварительное рассмотрение, перед утверждением Советом директоров, внутренних документов Общества, определяющих стратегию, организацию и развитие систем управления рисками и внутреннего контроля, практики корпоративного управления и последующих изменений к ним; 
      б) анализ, до представления на утверждение Совету директоров Общества, рассчитанного исполнительным органом Общества уровня риск- аппетита и уровня толерантности к рискам; 
      в) анализ перечня и структуры рисков (реестров рисков) Общества, контроль закрепления (назначения) в Обществе владельцев рисков, обсуждение с исполнительным органом существенных (ключевых) рисков Общества, их индикаторов, а также мероприятий, разработанных исполнительным органом по управлению существенными (ключевыми) рисками Общества; 
      г) рассмотрение, не реже 2-х раз в год (по итогам полугодия и года, отчетов исполнительного органа об управлении рисками, итогов проведенных в Обществе расследований и статистики по реализовавшимся рискам; 
      д) обсуждение с исполнительным органом и Внутренним аудитом, исполнения политики Общества в области управления рисками, внутреннего контроля и практики корпоративного управления.
  3. Контроль соблюдения Обществом нормативно-правовых требований:
    1. а) рассмотрение вопросов, относящихся к процедурам обеспечения Обществом соблюдения требований законодательства Российской Федерации, этических норм, требований Банка России, фондовых бирж; 
      б) анализ мер реагирования, отраженных в отчете внутреннего аудита о реализации исполнительным органом Общества действий в ответ на проверки регулирующих органов;
В области надзора за проведением внешнего аудита и выбором аудитора и обеспечения независимости и объективности осуществления функций внешнего аудитора:
  1. Рассмотрение и разработка рекомендаций для Совета директоров Общества, которые должны предоставляться акционерам для утверждения на годовом Общем собрании акционеров Общества в отношении назначения, переизбрания и отстранения внешнего аудитора.
  2. Выработка для Совета директоров Общества рекомендаций по определению срока ротации внешнего аудитора.
  3. Осуществление общего надзора за выбором внешнего аудитора:
    1. а) участие в разработке, согласовании и утверждении условий проведения закупочной процедуры по выбору внешнего аудитора, в частности определение набора и значимости критериев оценки участников закупки и порядка оценки заявок участников закупки; 
      б) надзор за соответствием процедуры выбора аудитора Общества законодательству и внутренним документам Общества путём участия представителя Комитета по аудиту в работе закупочной комиссии по выбору внешнего аудитора в качестве члена комиссии либо независимого наблюдателя; 
      в) оценка независимости, объективности и отсутствия конфликта интересов внешнего аудитора Общества, включая анализ всех отношений между внешним аудитором и Обществом (предоставление услуг, помимо аудиторских, размер вознаграждения за оказание аудиторских и неаудиторских услуг и другое), с целью определения обстоятельств, способных повлиять на независимость внешнего аудитора; 
      г) подготовка рекомендаций для Совета директоров по кандидатуре внешнего аудитора Общества и проекту заключаемого с аудитором договора, в том числе по вопросу определения размера оплаты услуг аудитора, технического задания на проведения аудита.
  4. Надзор за проведением внешнего аудита и оценка качества выполнения аудиторской проверки и заключений аудитора:
    1. а) оценка объема аудиторских процедур и методов проведения проверки, предложенных внешним аудитором; 
      б) обсуждение с внешним аудитором и исполнительным органом существенных аспектов учетной политики, методов, использованных при учете существенных или необычайных сделок в тех случаях, когда допускается несколько подходов; 
      в) обсуждение с внешним аудитором и исполнительным органом Общества вопросов составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, проверки ясности и полноты раскрытия информации бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также определения правильности раскрытия информации; 
      г) обсуждение с внешним аудитором любых серьезных затруднений, возникающих в ходе проведения аудита, в том числе любых ограничений на объем работ и/или на доступ к необходимой внешнему аудитору информации; 
      д) рассмотрение выводов внешнего аудитора и письменной информации исполнительному органу Общества по итогам аудита на предмет перечня основных решенных и нерешенных вопросов, проверки основных учетных и аудиторских суждений, анализа уровня ошибок, выявленных в ходе аудита.
  5. Проведение, не реже 1 раза в год, оценки эффективности процесса внешнего аудита в том числе:
    1. − анализ соблюдения плана проведения внешнего аудита, а также анализ причины любых отклонений от него, в том числе действий аудитора, предпринятых в случае изменения аудиторского риска; 
      − рассмотрение мнения о работе внешнего аудитора ключевых работников Общества, вовлеченных в процесс проведения внешнего аудита, включая главного бухгалтера, Заместителя генерального директора по экономике и финансам, руководителя структурного подразделения, осуществляющего функцию внутреннего аудита и других; 
      − анализ понимания аудитором характера бизнеса Общества и адекватности предоставляемых рекомендаций; 
      − оценка уровня реагирования и квалификации в предоставлении информации Комитету по аудиту, рекомендаций в отношении системы внутреннего контроля; 
      – оценка заключения аудитора Общества, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества, подготовка заключения об уровне эффективности и качества процесса внешнего аудита, являющегося составной частью информации (материалов) к годовому Общему собранию акционеров Общества (приложение 9 к Положению).
  6. Разработка и представление на утверждение Совету директоров Общества политики в области оказания внешним аудитором услуг неаудиторского характера, включая определение:
    1. − характера допустимых неаудиторских услуг; 
      − соотношения размера вознаграждения за выполнение аудиторских и неаудиторских услуг (как в пропорции, так и совокупного размера вознаграждения для фирмы-аудитора); 
      − требований к обеспечению независимости при совмещении видов аудиторских и неаудиторских услуг, в том числе определения видов услуг, к выполнению которых внешний аудитор не допускается;  
      − определение перечня услуг, для которых требуется предварительное рассмотрение и согласование Комитетом по аудиту.
  7. Обеспечение эффективного взаимодействия между внешним и внутренним аудиторами Общества.
В области организации и обеспечения независимости и объективности осуществления функции внутреннего аудита:
  1. Организация осуществления функции внутреннего аудита:
    1. а) выработка рекомендаций для Совета директоров Общества по наиболее оптимальному способу организации внутреннего аудита (создание подразделения внутреннего аудита / аутсорсинг / косорсинг); 
      б) рассмотрение, до предоставления на утверждение Совету директоров Общества, Политики внутреннего аудита, Договора с внешней организацией, привлеченной для осуществления функции внутреннего аудита, иных внутренних документов Общества, определяющих цели, задачи и функции внутреннего аудита; 
      в) согласование, до утверждения Единоличным исполнительным органом Общества, Положения о подразделении внутреннего аудита.
  2. Обеспечение независимости и объективности внутреннего аудита:
    1. а) предварительное рассмотрение кандидатуры на должность руководителя подразделения внутреннего аудита, а также решений о его освобождении от должности, существенных условий трудового договора с ним и вносимых в него изменений; 
      б) в случае привлечения внешней организации на осуществление функции внутреннего аудита: 
       − предварительное рассмотрение кандидатуры такой организации для получения уверенности в независимости, объективности, профессионализме и компетенции такой организации и ее персонала, вовлекаемого в осуществление внутреннего аудита Общества; 
       − предварительное рассмотрение существенных условий с ним, в том числе по вопросу выплачиваемого вознаграждения, плану внутренних аудитов, периодичности отчетности об итогах внутреннего аудита; 
       − предварительное рассмотрение проектов дополнительных соглашений к договору с внешней организацией на осуществление функции внутреннего аудита; 
      в) рассмотрение, не реже 1 раза в год, структуры и численности подразделения внутреннего аудита Общества, предварительное рассмотрение и согласования изменений в них; 
      г) рассмотрение, до утверждения Советом директоров Общества, годового плана деятельности Внутреннего аудита и изменений в него; 
      д) рассмотрение, не реже 1 раза в квартал, отчета Внутреннего аудита об исполнении годового плана и результатах осуществления внутренних аудиторских проверок; 
      е) анализ на регулярной основе, но не реже 1 раза в год, результатов выполнения исполнительным органом Общества плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных Ревизионной комиссией Общества, Внутренним аудитом Общества.
  3. Рассмотрение ограничений, способных негативно повлиять на исполнение функции внутреннего аудита:
    1. а) рассмотрение и согласование бюджета подразделения внутреннего аудита и изменений к нему, протокола цены договора с внешней организацией, привлекаемой на осуществление функции внутреннего аудита, а также изменений к ним; 
      б) рассмотрение существенных ограничений полномочий Внутреннего аудита, обсуждение с Внутренним аудитом любых серьезных затруднений, возникающих в ходе проведения аудита, в том числе любых ограничений на объем работ и/или на доступ к необходимой внутренним аудиторам информации.
  4. Оценка эффективности осуществления функции внутреннего аудита:
    1. а) проведение, не реже 1 раза в год, индивидуальной встречи с руководителем подразделения внутреннего аудита/уполномоченным представителем внешней организации, осуществляющей функции внутреннего аудита, по вопросам, относящимся к функции внутреннего аудита; 
      б) рассмотрение, не реже 1 раза в год, результатов самооценки качества работы функции внутреннего аудита, проводимой в соответствии с внутренними стандартами деятельности внутреннего аудита, обсуждение с руководителем подразделения внутреннего аудита/уполномоченным представителем внешней организации, осуществляющей функции внутреннего аудита, плана мероприятий по совершенствованию функции; 
      в) организация, не реже 1 раза в пять лет, проведения независимой оценки качества функции внутреннего аудита, в том числе согласование технического задания, существенных условий договора и кандидатур оценщиков функции внутреннего аудита, предварительное рассмотрение отчетов об оценке, доведение результатов такой оценки до сведения Совета директоров Общества.
В области контроля эффективности функционирования системы противодействия недобросовестным действиям работников Общества и третьих лиц:
  1. Осуществление контроля эффективности функционирования системы оповещения о потенциальных случаях недобросовестных действий работников Общества (в том числе недобросовестного использования инсайдерской или конфиденциальной информации) и третьих лиц, а также иных нарушениях в Обществе.
  2. Осуществление контроля реализации мер, принятых исполнительным органом Общества по фактам информирования о потенциальных случаях недобросовестных действий работников, выявленных нарушениях и результатам проведенных расследований.
По решению Совета директоров Общества на рассмотрение Комитета по аудиту могут быть вынесены и другие вопросы