Светлая линия

8 800 700 40 70 Единый контактный центр

Избран решением Совета директоров 20 июля 2017 года, количественный состав – 4 человека

Председатель Комитета

Фамилия, имя, отчество Должность и место работы (на момент избрания)
Никитин Сергей Александрович Заместитель генерального директора – Начальник управления корпоративного контроля ЗАО «Лидер» (Компании по управлению активами пенсионного фонда)


Члены Комитета

Фамилия, имя, отчество Должность и место работы (на момент избрания)
Исаев Олег Юрьевич Генеральный директор ПАО «МРСК Центра», И.о. генерального директора ПАО «МРСК Центра и Приволжья»
Логовинский Евгений Ильич Вице-Президент – Финансовый директор НПФ "Газфонд"
Петухов Константин Юрьевич Заместитель генерального директора по развитию и реализации услуг ПАО «Россети»

Компетенция Комитета по аудиту


В области бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества:
  1. Контроль (надзор) за обеспечением полноты, точности и достоверности годовой и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности:
    1. анализ особенностей процесса подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, принятых Обществом, и существенных изменений в принципах и процедурах ее подготовки;
    2. анализ соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности законодательству и нормативным требованиям к раскрытию финансовой информации;
    3. рассмотрение соответствия используемых информационных систем для ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности требованиям по обработке бухгалтерской (финансовой) информации, характеру бизнеса, объему и сложности обрабатываемой информации;
    4. рассмотрение, совместно с исполнительным органом Общества и внешним аудитором, результатов внешнего аудита, существенных корректировок, внесенных по результатам внешнего аудита, замечаний, содержащихся в заключении и письменной информации внешнего аудитора;
    5. обсуждение с внешним аудитором и Внутренним аудитом обоснованности и приемлемости применяемых Обществом методов учета областей, наиболее подверженных риску искажений, их последовательного использования при ведении бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    6. проведение анализа уровня и причин ошибок, выявленных в ходе внешнего и внутреннего аудита, получение пояснений от исполнительного органа по выявленным ошибкам, в том числе мерам, предпринятым Обществом по результатам аудита и/или по выполнению рекомендаций аудиторов Общества;
    7. проведение анализа значительных колебаний результатов на протяжении ряда лет, необычных изменений в показателях/тенденциях, отличий фактических результатов от прогнозируемых или заложенных в бизнес-план Общества.
  2. Проведение анализа существенных аспектов учетной политики Общества:
    1. проверка соответствия учетной политики нормам и требованиям законодательства, правилам (стандартам) бухгалтерского учета, рекомендациям внешнего аудитора, рассмотрение обоснованности и приемлемости используемых методов ведения бухгалтерского учета;
    2. анализ произошедших и предстоящих изменений учетной политики, обсуждение с исполнительным органом и внешним аудитором их причин и влияния на бухгалтерскую (финансовую) отчетность Общества в текущем и последующем отчетных периодах.
  3. Участие в рассмотрении существенных вопросов и суждений в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества:
    1. анализ представленной исполнительным органом Общества информации об операциях и событиях, которые наиболее подвержены оценочным суждениям при отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности и прилагаемых расшифровках, либо являются существенными и нестандартными, принимая во внимание замечания внешнего аудитора;
    2. обсуждение с исполнительным органом и внешним аудитором наиболее существенных допущений, используемых Обществом при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности, соответствие принятых существенных допущений и оценок правилам (стандартам) бухгалтерского учета;
    3. обсуждение с внешним аудитором и Внутренним аудитом вопроса использования Обществом каких-либо существенных допущений и оценок, которые могли быть направлены на достижение запланированного финансового результата Общества или увеличение величины вознаграждения единоличному исполнительному органу и высшим менеджерам Общества.
  4. Проведение анализа пресс-релизов Общества по финансовым вопросам, любых публичных заявлений в отношении внешнего и внутреннего аудита, системы управления рисками и внутреннего контроля Общества, а также публикуемой финансовой информации. 
  5. Рассмотрение любых других вопросов, которые, по мнению Комитета, могут повлиять на полноту, достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества.
В области осуществления надзора за системами управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления:
  1. Осуществление контроля за надежностью и эффективностью систем управления рисками и внутреннего контроля, практики корпоративного управления Общества:
    • а) рассмотрение, не реже 1 раза в год, оценки эффективности систем управления рисками, внутреннего контроля, практики корпоративного управления по данным отчетов исполнительного органа Общества об управлении рисками и Внутреннего аудита об эффективности систем управления рисками, внутреннего контроля, практики корпоративного управления, материалам проверок Внутреннего аудита, заключениям внешнего аудитора Общества, а также отчетов внешней независимой оценки, подготовка предложений по совершенствованию систем управления рисками, внутреннего контроля, практики корпоративного управления;
    • б) проведение, не реже 1 раза в квартал, встреч с исполнительным органом Общества по обсуждению наличия/создания в Обществе надлежащей среды контроля, эффективности выполнения исполнительным органом процедур внутреннего контроля и управления рисками, рассмотрению 10 существенных недостатков системы внутреннего контроля и планов по их устранению;
    • в) проведение, не реже 1 раза в год, анализа разработанных исполнительными органами Общества мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления, а также результатов их выполнения, в том числе по итогам мониторинга, проведенного Внутренним аудитом;
    • г) рассмотрение, обсуждение, с исполнительным органом и Внутренним аудитом, до представления годового отчета Общества на предварительное утверждение Совету директоров Общества, текста раздела годового отчета Общества «Внутренний контроль и управление рисками» и формирование заключения по нему.
  2. Рассмотрение, до определения Советом директоров Общества, подходов к организации систем управления рисками и внутреннего контроля, анализ и оценка исполнения политики Общества в области управления рисками, внутреннего контроля и корпоративного управления:
    • а) предварительное рассмотрение, перед утверждением Советом директоров, внутренних документов Общества, определяющих стратегию, организацию и развитие систем управления рисками и внутреннего контроля, практики корпоративного управления и последующих изменений к ним;
    • б) анализ, до представления на утверждение Совету директоров Общества, рассчитанного исполнительным органом Общества уровня риск- аппетита и уровня толерантности к рискам;
    • в) анализ перечня и структуры рисков (реестров рисков) Общества, контроль закрепления (назначения) в Обществе владельцев рисков, обсуждение с исполнительным органом существенных (ключевых) рисков Общества, их индикаторов, а также мероприятий, разработанных исполнительным органом по управлению существенными (ключевыми) рисками Общества;
    • г) рассмотрение, не реже 2-х раз в год (по итогам полугодия и года, отчетов исполнительного органа об управлении рисками, итогов проведенных в Обществе расследований и статистики по реализовавшимся рискам;
    • д) обсуждение с исполнительным органом и Внутренним аудитом, исполнения политики Общества в области управления рисками, внутреннего контроля и практики корпоративного управления.
  3. Контроль соблюдения Обществом нормативно-правовых требований:
    • а) рассмотрение вопросов, относящихся к процедурам обеспечения Обществом соблюдения требований законодательства Российской Федерации, этических норм, требований Банка России, фондовых бирж;
    • б) анализ мер реагирования, отраженных в отчете внутреннего аудита о реализации исполнительным органом Общества действий в ответ на проверки регулирующих органов;
В области надзора за проведением внешнего аудита и выбором аудитора и обеспечения независимости и объективности осуществления функций внешнего аудитора:
  1. Рассмотрение и разработка рекомендаций для Совета директоров Общества, которые должны предоставляться акционерам для утверждения на годовом Общем собрании акционеров Общества в отношении назначения, переизбрания и отстранения внешнего аудитора.
  2. Выработка для Совета директоров Общества рекомендаций по определению срока ротации внешнего аудитора.
  3. Осуществление общего надзора за выбором внешнего аудитора:
    • а) участие в разработке, согласовании и утверждении условий проведения закупочной процедуры по выбору внешнего аудитора, в частности определение набора и значимости критериев оценки участников закупки и порядка оценки заявок участников закупки;
    • б) надзор за соответствием процедуры выбора аудитора Общества законодательству и внутренним документам Общества путём участия представителя Комитета по аудиту в работе закупочной комиссии по выбору внешнего аудитора в качестве члена комиссии либо независимого наблюдателя;
    • в) оценка независимости, объективности и отсутствия конфликта интересов внешнего аудитора Общества, включая анализ всех отношений между внешним аудитором и Обществом (предоставление услуг, помимо аудиторских, размер вознаграждения за оказание аудиторских и неаудиторских услуг и другое), с целью определения обстоятельств, способных повлиять на независимость внешнего аудитора;
    • г) подготовка рекомендаций для Совета директоров по кандидатуре внешнего аудитора Общества и проекту заключаемого с аудитором договора, в том числе по вопросу определения размера оплаты услуг аудитора, технического задания на проведения аудита.
  4. Надзор за проведением внешнего аудита и оценка качества выполнения аудиторской проверки и заключений аудитора:
    • а) оценка объема аудиторских процедур и методов проведения проверки, предложенных внешним аудитором;
    • б) обсуждение с внешним аудитором и исполнительным органом существенных аспектов учетной политики, методов, использованных при учете существенных или необычайных сделок в тех случаях, когда допускается несколько подходов;
    • в) обсуждение с внешним аудитором и исполнительным органом Общества вопросов составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, проверки ясности и полноты раскрытия информации бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также определения правильности раскрытия информации;
    • г) обсуждение с внешним аудитором любых серьезных затруднений, возникающих в ходе проведения аудита, в том числе любых ограничений на объем работ и/или на доступ к необходимой внешнему аудитору информации;
    • д) рассмотрение выводов внешнего аудитора и письменной информации исполнительному органу Общества по итогам аудита на предмет перечня основных решенных и нерешенных вопросов, проверки основных учетных и аудиторских суждений, анализа уровня ошибок, выявленных в ходе аудита.
  5. Проведение, не реже 1 раза в год, оценки эффективности процесса внешнего аудита в том числе:
    • анализ соблюдения плана проведения внешнего аудита, а также анализ причины любых отклонений от него, в том числе действий аудитора, предпринятых в случае изменения аудиторского риска;
    • рассмотрение мнения о работе внешнего аудитора ключевых работников Общества, вовлеченных в процесс проведения внешнего аудита, включая главного бухгалтера, Заместителя генерального директора по экономике и финансам, руководителя структурного подразделения, осуществляющего функцию внутреннего аудита и других;
    • анализ понимания аудитором характера бизнеса Общества и адекватности предоставляемых рекомендаций;
    • оценка уровня реагирования и квалификации в предоставлении информации Комитету по аудиту, рекомендаций в отношении системы внутреннего контроля;
    • оценка заключения аудитора Общества, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества, подготовка заключения об уровне эффективности и качества процесса внешнего аудита, являющегося составной частью информации (материалов) к годовому Общему собранию акционеров Общества (приложение 9 к Положению).
  6. Разработка и представление на утверждение Совету директоров Общества политики в области оказания внешним аудитором услуг неаудиторского характера, включая определение:
    • характера допустимых неаудиторских услуг;
    • соотношения размера вознаграждения за выполнение аудиторских и неаудиторских услуг (как в пропорции, так и совокупного размера вознаграждения для фирмы-аудитора);
    • требований к обеспечению независимости при совмещении видов аудиторских и неаудиторских услуг, в том числе определения видов услуг, к выполнению которых внешний аудитор не допускается;
    • определение перечня услуг, для которых требуется предварительное рассмотрение и согласование Комитетом по аудиту.
  7. Обеспечение эффективного взаимодействия между внешним и внутренним аудиторами Общества.

В области организации и обеспечения независимости и объективности осуществления функции внутреннего аудита:

  1. Организация осуществления функции внутреннего аудита:
    • а) выработка рекомендаций для Совета директоров Общества по наиболее оптимальному способу организации внутреннего аудита (создание подразделения внутреннего аудита / аутсорсинг / косорсинг);
    • б) рассмотрение, до предоставления на утверждение Совету директоров Общества, Политики внутреннего аудита, Договора с внешней организацией, привлеченной для осуществления функции внутреннего аудита, иных внутренних документов Общества, определяющих цели, задачи и функции внутреннего аудита;
    • в) согласование, до утверждения Единоличным исполнительным органом Общества, Положения о подразделении внутреннего аудита.
  2. Обеспечение независимости и объективности внутреннего аудита:
    • а) предварительное рассмотрение кандидатуры на должность руководителя подразделения внутреннего аудита, а также решений о его освобождении от должности, существенных условий трудового договора с ним и вносимых в него изменений;
    • б) в случае привлечения внешней организации на осуществление функции внутреннего аудита:
      • − предварительное рассмотрение кандидатуры такой организации для получения уверенности в независимости, объективности, профессионализме и компетенции такой организации и ее персонала, вовлекаемого в осуществление внутреннего аудита Общества;
      • − предварительное рассмотрение существенных условий с ним, в том числе по вопросу выплачиваемого вознаграждения, плану внутренних аудитов, периодичности отчетности об итогах внутреннего аудита;
      • − предварительное рассмотрение проектов дополнительных соглашений к договору с внешней организацией на осуществление функции внутреннего аудита;
    • в) рассмотрение, не реже 1 раза в год, структуры и численности подразделения внутреннего аудита Общества, предварительное рассмотрение и согласования изменений в них;
    • г) рассмотрение, до утверждения Советом директоров Общества, годового плана деятельности Внутреннего аудита и изменений в него;
    • д) рассмотрение, не реже 1 раза в квартал, отчета Внутреннего аудита об исполнении годового плана и результатах осуществления внутренних аудиторских проверок;
    • е) анализ на регулярной основе, но не реже 1 раза в год, результатов выполнения исполнительным органом Общества плана мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных Ревизионной комиссией Общества, Внутренним аудитом Общества.
  3. Рассмотрение ограничений, способных негативно повлиять на исполнение функции внутреннего аудита:
    • а) рассмотрение и согласование бюджета подразделения внутреннего аудита и изменений к нему, протокола цены договора с внешней организацией, привлекаемой на осуществление функции внутреннего аудита, а также изменений к ним;
    • б) рассмотрение существенных ограничений полномочий Внутреннего аудита, обсуждение с Внутренним аудитом любых серьезных затруднений, возникающих в ходе проведения аудита, в том числе любых ограничений на объем работ и/или на доступ к необходимой внутренним аудиторам информации.
  4. Оценка эффективности осуществления функции внутреннего аудита:
    • а) проведение, не реже 1 раза в год, индивидуальной встречи с руководителем подразделения внутреннего аудита/уполномоченным представителем внешней организации, осуществляющей функции внутреннего аудита, по вопросам, относящимся к функции внутреннего аудита;
    • б) рассмотрение, не реже 1 раза в год, результатов самооценки качества работы функции внутреннего аудита, проводимой в соответствии с внутренними стандартами деятельности внутреннего аудита, обсуждение с руководителем подразделения внутреннего аудита/уполномоченным представителем внешней организации, осуществляющей функции внутреннего аудита, плана мероприятий по совершенствованию функции;
    • в) организация, не реже 1 раза в пять лет, проведения независимой оценки качества функции внутреннего аудита, в том числе согласование технического задания, существенных условий договора и кандидатур оценщиков функции внутреннего аудита, предварительное рассмотрение отчетов об оценке, доведение результатов такой оценки до сведения Совета директоров Общества.
    В области контроля эффективности функционирования системы противодействия недобросовестным действиям работников Общества и третьих лиц:
    1. Осуществление контроля эффективности функционирования системы оповещения о потенциальных случаях недобросовестных действий работников Общества (в том числе недобросовестного использования инсайдерской или конфиденциальной информации) и третьих лиц, а также иных нарушениях в Обществе.
    2. Осуществление контроля реализации мер, принятых исполнительным органом Общества по фактам информирования о потенциальных случаях недобросовестных действий работников, выявленных нарушениях и результатам проведенных расследований.
    По решению Совета директоров Общества на рассмотрение Комитета по аудиту могут быть вынесены и другие вопросы