Светлая линия
8 (800) 700-40-70
единый контактный центр

Антикоррупционная политика

Антикоррупционная
политика
Антикоррупционная хартия
российского бизнеса
Нормативные правовые и иные акты
в сфере противодействия коррупции
Обратная связь
Памятка
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Утверждена Советом директоров ОАО «МОЭСК» (Протокол от 31.12.2014 № 249)
       Полный текст АП
Цель -
формирование единого подхода к реализации требований
статьи 13.3. Закона о противодействии коррупции:
Основные меры
по предупреждению и противодействию коррупции:
q
q
q
выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);
выявление, предупреждение и пресечение коррупционных
и иных правонарушений;
минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных
и иных правонарушений, в том числе, предусмотренных статьей 19.28 КоАП РФ.
q
q
q
q
q
определение структурных подразделений, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции;
разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы;
предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ХАРТИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
Разработана Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».
Антикоррупционная хартия— это определенный свод правил, кодекс чести предпринимателей, который включает в себя выработку норм честного и неподкупного ведения бизнеса.
Дорожная карта Хартии предусматривает единые методологические требования к участникам, организацию регулярного общественного подтверждения внедрения компаниями передовых корпоративных практик, а также ведение единого для РФ Сводного реестра компаний, присоединившихся к Хартии.
ПАО «МОЭСК» реализуя требования статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», принимая меры по предупреждению коррупции, присоединилось к Антикоррупционной хартии российского бизнеса (свидетельство от 25.05.2015 №2087).


ПАО «МОЭСК» предлагает Вам:
  • поддержать нашу инициативу и присоединиться к Антикоррупционной хартии российского бизнеса;
  • ориентироваться на установление и сохранение деловых отношений, поддерживая Антикоррупционную политику ОАО «Россети» и ДЗО ОАО «Россети», строя деловые отношения в добросовестной и честной манере, заботясь о собственной репутации, демонстрируя поддержку высоким этическим стандартам, реализуя собственные меры по противодействию коррупции.

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РФ
В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции,
утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ 08.11.2013.
  1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
  5. Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции».
  6. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции».
  7. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы».
  8. Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».
  9. Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
  10. Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
  11. Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».
  12. Метод. рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные Министерством труда и социальной защиты РФ 08.11.2013.
Горячая антикоррупционная линия: 
+7 (499) 951-06-49 
e-mail: 
 td@moesk.ru

Обращения в службу безопасности


ПАМЯТКА РАБОТНИКУ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «РОССЕТИ»
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
Настоящая памятка разработана в целях профилактики совершения работниками Группы компаний «Россети» правонарушений, содержащих признаки коррупции, в связи с осуществлением трудовой деятельности.
       Полный текст «Памятки по противодействию коррупции»
Входя в перечень системообразующих предприятий, имеющих стратегическое значение для российской экономики, и, осознавая высокую степень ответственности перед государством, обществом, регуляторами, органами власти, «Россети» реализуют в компаниях электросетевого комплекса единые требования международно-правовых норм и российского законодательства в области профилактики и противодействия коррупции.

В Антикоррупционной политике ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» отражена приверженность крупнейшей инфраструктурной публичной компании России высоким этическим стандартам ведения открытого и честного бизнеса, следования лучшим практикам корпоративной культуры, принцип нулевой толерантности по отношению к коммерческому подкупу и взяточничеству.

Создавая эффективный правовой механизм и совершенствуя нормативно-правовую базу в области противодействия коррупции, «Россети» стремятся к формированию в электросетевом комплексе атмосферы неприятия коррупции в любых формах и проявлениях, антикоррупционного корпоративного сознания, минимизации риска вовлечения электросетевых компаний в коррупционную деятельность.

Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Читать далее ...
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Комплаенс - обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации.
ПОНЯТИЕ «КОРРУПЦИЯ»
Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, совершение таких деяний от имени или в интересах юридического лица.
Одними из видов проявления коррупции являются взятка и коммерческий подкуп.
ПОНЯТИЯ «ВЗЯТКА» И «КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП»
Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Взятка явная - взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.
Взятка завуалированная - ситуация, при которой и взяткодатель, и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельностью под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться, например, за общее покровительство по работе.
Взятка впрок - систематическое получение взятки должностным лицом в форме периодических отчислений от прибыли (дохода) предпринимателя (юридического лица) – взяткодателя, если взяткополучатель совершает каждый раз новое деяние в его пользу либо оказывает общее покровительство и попустительство.
Коммерческий подкуп (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации) - это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.
Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, коллегиального исполнительного органа, а также лицо постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях (статья 201 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Предметом взятки (статьи 290, 291 и 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации) и коммерческого подкупа (статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, являются услуги имущественного характера и иные имущественные права, оказываемые должностным лицом в интересах взяткодателя.
Под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами) - пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24).
Имущественные права – под которым понимаются права участников гражданских правоотношений, связанные с осуществлением ими правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом (товарами, деньгами, ценными бумагами и др.), а также с имущественными требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу определения судьбы имущества и связанных с ним прав (распределения этого имущества и обмена). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ).
Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др. (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24).
Взяткополучатель – только должностное лицо.
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (примечание 1 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственной корпорации (ее структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, применением мер поощрения или награждением, наложением дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Административно - хозяйственные функции - полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием) (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Получение взятки – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Общее покровительство по службе - разновидность коррупционного поведения, которое взяткодатель-подчиненный стремится получить со стороны взяткополучателя-начальника, заключающееся в необъективно благожелательном, льготном, по сравнению с другими подчиненными, обращении с ним. К такому покровительству, в частности, могут быть отнесены незаслуженное премирование или иное поощрение, внеочередное необоснованное повышение в должности, создание исключительных условий труда.
К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения. Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24).
Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др. (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24).
Под вымогательством взятки (пункт «б» части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации) или предмета коммерческого подкупа (пункт «б» части 4 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.
Получение должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, ценностей за совершение действий (бездействие), которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, расценивается как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).
В том случае если указанное лицо получило ценности за совершение действий (бездействие), которые в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, такие действия при наличии умысла на приобретение ценностей квалифицируются органами предварительного расследования и суда как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Мошенничеством признаются действия лица, получившего ценности под предлогом передачи их должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу. При этом владелец переданных ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24).
Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица рассматриваются, как получение взятки.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Уголовного кодекса Российской Федерации умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам, признаются покушением на преступление.
Таким образом, умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на дачу взятки, если при этом передача взятки не состоялась по независящим от этого лица обстоятельствам, признаются покушением на дачу взятки. Умышленные действия (бездействие) должностного лица, непосредственно направленные на получение взятки, если при этом получение взятки не состоялось по независящим от должностного лица обстоятельствам, признаются покушением на получение взятки.
Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24).
ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА
Как показывает практика, взятка зачастую передается и принимается должностным лицом через посредников, например - через подчиненных, работников посреднических фирм, партнеров по сделкам, специально нанятых лиц, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации, как пособники преступления.
В соответствии со статьей 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации посредничество во взяточничестве – это непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.
Еще одним проявлением коррупции является незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Под незаконным вознаграждением от имени юридического лица признается незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, наделенного управленческими функциями в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации - денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
ВЫЯВЛЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ
Выявление конфликта интересов в деятельности организации и ее работников является одним из важных способов предупреждения коррупции. Значительной части коррупционных правонарушений предшествует ситуация хрупкого равновесия, когда работник организации уже видит возможность извлечь личную выгоду из недолжного исполнения своих обязанностей, но по тем или иным причинам еще не совершил необходимых для этого действий. Если своевременно зафиксировать этот момент и тем или иным образом склонить работника к должному поведению, можно не допустить правонарушения и избежать причинения вреда.
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника и/или руководителя влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и/или руководителя Общества и правами и законными интересами Общества, способное привести к причинению вреда интересам Общества.
Под личной заинтересованностью, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, понимается возможность получения руководителем/работником при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, личной выгоды непосредственно для работника или руководителя, членов их семей или лиц, находящихся в близком родстве или свойстве с работником или руководителем, а также для граждан или организаций, с которыми работник или руководитель связан финансовыми или иными обязательствами имущественного характера.
При этом лицами, находящимися в близком родстве или свойстве с руководителем/работником в соответствии с п.4 ст.5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации считаются родители, супруги, дети, дедушки, бабушки, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.
Наличие конфликта интересов (или кажущееся наличие такого конфликта) представляет собой угрозу для репутации Общества в глазах работников Общества и иных лиц (в т.ч. акционеров, контрагентов, государства и государственных органов, профессиональных объединений, участников рынка ценных бумаг). Работники Общества должны избегать ситуаций, при которых у них возникает конфликт интересов.
В этой связи, пунктом 3.3.4 Антикоррупционной политики ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» установлена обязанность для работников Группы компаний «Россети»:
- при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети»;
- избегать ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;
- раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов, в том числе, сообщать о возникновении конфликта интересов и заполнять декларации о конфликте интересов;
- содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.
ЗАПРЕТ ПОЛУЧАТЬ ПОДАРКИ В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Как правило, на уровне подсознания взятка ассоциируется с денежными купюрами, однако подарок должностному лицу, от которого непосредственно зависит принятие управленческих решений, также может считаться взяткой, если его стоимость превышает оговоренную законом денежную сумму.
Так, в качестве одной из мер по борьбе с коррупцией законодателем установлен запрет на получение любых вознаграждений. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанные Министерством труда и социальной защиты России (утверждены 08.11.2013) отсылают к статье 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает прямой запрет на дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей подарков, за исключением - стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Однако, принимая даже подарок, не превышающей указанной стоимости следует не только руководствоваться морально-этическими убеждениями и принципами разумности, но и не забывать об уголовной ответственности, установленной как при получении, так и при даче взятки.
Следует помнить, что независимо от размера вознаграждения, полученного должностным лицом, оно будет считаться взяткой если имело место вымогательство вознаграждения, а также если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа, или передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие). При этом низший предел взятки может быть менее трех тысяч рублей, установленный статьей 575 ГК РФ, если эта сумма предназначалась за совершение должностным лицом какого-либо действия (бездействия).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, рекомендовано разработать и утвердить порядок сообщения о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа) на основании Типового положения, утвержденного вышеуказанным постановлением.
В этой связи, пунктом 3.4.4 Антикоррупционной политики ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» установлено, что в Обществе и его ДЗО признают обмен подарками с деловыми партнерами как неотъемлемую часть деловой этики, если данные действия носят открытый характер и соответствуют нормам применимого законодательства Российской Федерации и локальным нормативным актам ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети». Кроме того, приказом Общества от 19.08.2015 № 1032 утверждено Положение о сообщении работниками ПАО «МОЭСК» о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации (далее – Положение).
Следует различать следующие виды подарков:
1. «Подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями» - подарок, полученный работником Общества от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение, исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им должностных обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения должностных обязанностей, а также цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).
2. «Подарок, полученный в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей» - получение работником Общества лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностной инструкцией, а также в связи с исполнением должностных обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной трудовой деятельности указанных лиц.
Работники Общества не вправе получать не предусмотренные законодательством Российской Федерации подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей.
Локальным нормативным актом Общества (п.3.4.5 Антикоррупционной политики ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети») установлена обязанность работников ПАО «Россети» и его ДЗО сообщать обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими трудовых (должностных) обязанностей. Случаи нарушений работниками Общества Положения, которые привели к предконфликтной ситуации или конфликту интересов, в соответствии с п.3.2 Положения (приказ Общества от 19.08.2015 № 1032), рассматриваются Комиссией ПАО «МОЭСК» по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов. К работнику, нарушившему требования антикоррупционного законодательства, могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения по утрате доверия.
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ, КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП, ПОСРЕДНИЧЕСТВО ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ, НЕЗАКОННОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ОТ ИМЕНИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации)
1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе –
наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере –
наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) –
наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой-третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления –
наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере –
наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере –
наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Примечания.
1. Значительным размером взятки в статьях 290, 291 и 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки – превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки – превышающие один миллион рублей.
2. Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия. Под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Дача взятки (статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации)
1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.
2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.
3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
4. Деяния, предусмотренные частями первой-третьей настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
5. Деяния, предусмотренные частями первой-четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
Посредничество во взяточничестве (статья 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации)
1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.
2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
3. Посредничество во взяточничестве, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в крупном размере, наказывается штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или штрафом в размере от двадцати пяти тысяч до пятисот миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десятикратной до шестидесятикратной суммы взятки.
Коммерческий подкуп (статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации)
1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением –
наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие) –
наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет.
3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением –
наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они: а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа; в) совершены за незаконные действия (бездействие), наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.
Провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 Уголовного кодекса Российской Федерации)
Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
1. Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
3. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Примечание: в настоящей статье крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей, особо крупным размером – превышающие двадцать миллионов рублей.
ЛИЦО, ДАВШЕЕ ВЗЯТКУ, ИЛИ СОВЕРШИВШЕЕ КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП, ИЛИ ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ПОСРЕДНИКОМ ВО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВЕ, МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЕНО ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ
Лицо, давшее взятку или совершившее коммерческий подкуп, может быть освобождено от ответственности, если:
- лицо, давшее взятку или совершившее коммерческий подкуп, активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и в отношении него имело место вымогательство взятки или предмета коммерческого подкупа, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования;
- лицо добровольно сообщило после совершения преступления о даче взятки либо коммерческом подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;
- имела место провокация взятки или коммерческого подкупа.
При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки, посредничестве во взяточничестве или коммерческом подкупе стало известно органам власти из других источников (пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24).
Заведомо ложный донос о вымогательстве или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Вымогательство взятки может осуществляться как в виде прямого требования (например, «если не дадите… вопрос будет решен не в Вашу пользу»), так и косвенным образом.
Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.
Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или просьба о даче взятки, является неприемлемым для работника Группы компаний «Россети». Для предупреждения подобных негативных последствий работникам Общества следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами, воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.
КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ (КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА) И ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ ОБЩЕСТВА И ДЗО В СЛУЧАЯХ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА ЛИБО ПРЕДЛОЖЕНИЙ О ПОЛУЧЕНИИ (ПЕРЕДАЧИ) ВЗЯТКИ
Разговор о возможной взятке может содержать иносказательный характер, речь взяткодателя состоять из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении вопроса он намерен передать деньги или оказать какие-либо услуги. Никакие «опасные» выражения при этом не допускаются.
В ходе беседы взяткодатель при наличии свидетелей или аудио-, видеотехники жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте); сумма или характер взятки не озвучиваются. Вместе с тем, соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю. Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.
Необходимо прекратить дальнейшее общение, пригласить в кабинет работников либо руководителя, сообщить об указанных фактах, зафиксировать обстоятельства путем написания заявления на имя непосредственного начальника и заявление в правоохранительные органы.
Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.
В этом случае не следует прикасаться к оставленным предметам. Пригласить в свой рабочий кабинет (на рабочее место) своего руководителя, других работников, составить акт и обратиться в компетентные органы.
Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам дачи взятки.
Внимание! Даже если все Ваши действия законны и Вы добросовестно исполняете свои должностные обязанности, Вас могут спровоцировать на получение взятки или коммерческий подкуп с целью компрометации и оговора.
Согласно статье 304 Уголовного кодекса Российской Федерации провокация взятки либо коммерческого подкупа – попытка передачи должностному лицу, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.
В этой связи рекомендуется руководствоваться следующими принципами.
В процессе выполнения должностных обязанностей работники Группы компании Российские сети обязаны принимать меры по безусловному и полному соблюдению должностной инструкции, локальных нормативных актов Общества, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Кроме того,
- в соответствии с положением Антикоррупционной политики воздерживаться от совершения и/или участия в совершении коррупционных и иных правонарушений в своих интересах или от имени ПАО «Россети» и его ДЗО;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционных и иных правонарушений;
- служить личным примером при формировании культуры нетерпимости к коррупции и создании внутриорганизационной системы предупреждения и профилактики коррупции.
Работники Общества уведомляют работодателя об обращениях к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений в соответствии с Порядком, установленным приказом Общества от 13.03.2015 № 263 «Об утверждении Порядка приема, рассмотрения и разрешения обращений заявителей (работников, контрагентов ОАО «МОЭСК» и иных физических и юридических лиц) о возможных фактах коррупции».
Работник Общества, уведомивший работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими работниками компании коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для работников ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» пунктом 4 Антикоррупционной политики установлены обязанности о незамедлительном информировании о случаях склонения работника к совершению коррупционных и иных правонарушений, а также о ставшей им известной информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, партнерами и иными лицами, о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов.
Информацию о возможных фактах коррупции в Обществе, а также дочерних зависимых обществах и их филиалах можно сообщить, заполнив форму обратной связи, позвонив по телефону «Горячей антикоррупционной линии»: +7(499)951-06-49, или направив письменное обращение по адресу: 115114, г. Москва, 2-й Павелецкий пр., д. 3, стр. 2.
В соответствии с принципами Антикоррупционной политики в рамках формирования законопослушного поведения работников Общество гарантирует, что ни один работник не пострадает ни в карьерном, ни в финансовом плане, если откажется от коррупционных действий, даже если такой отказ приведет к потерям для ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети», а также стимулирует работников за предоставление подтвержденной информации о коррупционных и иных правонарушениях в Обществе и ДЗО.
В то же время, в целях реализации принципа неотвратимости наказаний за совершение коррупционных и иных правонарушений работники ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» подлежат привлечению к ответственности вне зависимости от занимаемой должности, в связи с исполнением ими трудовых обязанностей.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Основными международно-правовыми стандартами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере профилактики коррупционных и иных правонарушений являются:
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, заключена Генеральной Ассамблеей ООН на 51-ом пленарном заседании 31.10.2003 (Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»);
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, заключена в Страсбурге 27.01.1999 (Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»);
- Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, заключена 21.11.1997 в рамках Совета Европы (Федеральный закон от 01.02.2012 № 3 ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»);
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Национальная стратегия противодействия коррупции, и Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденные Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460;
- Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 13.03.2012 № 297;
- Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденный Указом Президента РФ от 11.04.2014 № 226;
- Указ Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;
- Указ Президента РФ от 08.07.2013 № 613 «Вопросы противодействия коррупции» (вместе с «Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования»);
- Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 № 613
«О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению»;
- Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации»;
- Постановление Правительства РФ от 05.07.2013 № 568
«О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции»;
- Акт официального толкования ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанные Министерством труда и социальной защиты России, утвержденные 08.11.2013;
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации;
- Антикоррупционная хартия российского бизнеса, утвержденная 21.09.2012 Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» и Общероссийской общественной организацией «ОПОРА России» (Свидетельство ПАО «Россети» от 23.09.2014 № 496, Свидетельство ПАО «МОЭСК» от 25.05.2015 № 2087).
Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы применения мер ответственности за получение и дачу взятки и незаконного вознаграждения:
Уголовный кодекс Российской Федерации;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях».
В целях профилактики коррупционных и иных правонарушений и обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения работниками должностных обязанностей, исключения злоупотреблений в Обществе в соответствии с законодательством разработаны:
- Антикоррупционная политика ПАО «Россети» и ДЗО ПАО «Россети» (утверждена решением Совета директоров ОАО «Россети» 25.11.2014, протокол от 28.11.2014 № 171, решением Совета директоров ОАО «МОЭСК» 30.12.2014, протокол от 31.12.2014 № 249);
- приказ ПАО «МОЭСК» от 22.09.2015 № 1181 «О мерах по предупреждению коррупции - предотвращению и урегулированию конфликта интересов в ПАО «МОЭСК», в том числе: положение об урегулировании конфликта интересов ПАО «МОЭСК», Типовые ситуации конфликта интересов, формы деклараций о конфликте интересов, порядок информирования работниками о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов и т.д., Положение о Комиссии ПАО «МОЭСК»по соблюдению норм корпоративной этики и урегулированию конфликта интересов;
- приказ ПАО «МОЭСК» от 19.08.2015 № 1032 «Об утверждении Положения о сообщении работниками ПАО «МОЭСК» о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации»;
- приказ ОАО «МОЭСК» от 24.09.2013 № 825 «Об организации процедуры раскрытия информации о собственниках контрагентов и недопущения конфликтов интересов в ОАО «МОЭСК»;
- приказ ПАО «МОЭСК» от 13.11.2015 № 1452 «Об утверждении Регламента организации работ по сбору справок о доходах и обязательствах имущественного характера работников ПАО «МОЭСК»;
- приказ ОАО «МОЭСК» от 13.03.2015 № 263 «Об утверждении Порядка приема, рассмотрения и разрешения обращений заявителей (работников, контрагентов ОАО «МОЭСК» и иных физических и юридических лиц) о возможных фактах коррупции»;
- приказ ПАО «МОЭСК» от 22.09.2015 № 1182 «Об исполнении антикоррупционного законодательства Российской Федерации»;
- положение об инсайдерской информации ПАО «МОЭСК» (утверждено решением Совета директоров ПАО «МОЭСК» 09.11.2015, протокол от 12.11.2015 № 269);
- иные локальные нормативные акты ПАО «МОЭСК» и организационно-распорядительные документы ПАО «МОЭСК».